Ответный удар Кабмина

Проблема оборота контрабандного и контрафактного топлива всегда была одной из ключевых для украинского рынка. Именно на нее решили обратить внимание в парламенте при подготовке проекта налоговой реформы. Удивительным образом мнения народных депутатов практически совпали с позицией Кабмина. И те, и другие предложили ввести режим акцизного склада на нефтебазах, акцизные накладные для контроля над оборотом топлива и его составляющих, считать все эти объемы в литрах, а также ввести акциз на компоненты бензинов и некоторые присадки. По заверениям чиновников, полный контроль над топливным рынком со стороны Фискальной службы позволит побороть теневой трейдинг и производство, но, как всегда, есть риск роста коррупции среди налоговиков, которые будут работать на каждой нефтебазе


Одной из наиболее актуальных тем, которые активно обсуждаются уже несколько недель подряд, стали два проекта налоговой реформы: один от народных депутатов во главе с Ниной Южаниной (руководитель парламентского комитета налоговой и таможенной политики, представитель «Блока Петра Порошенко»), а второй — от Кабинета министров. Напомним, депутатский проект был опубликован и зарегистрирован в аппарате Верховной Рады под номером 3357 еще 26 октября. 

До последнего момента интригу держал Кабмин, вернее Министерство финансов и Государственная фискальная служба, специалисты которых разрабатывали текст законодательной инициативы. Задержка правительства была связана с давлением со стороны представителей миссии МВФ, а также с необходимостью сбалансировать бюджет с учетом интересов разных групп лоббирования. В итоге под конец прошлой недели в руки НефтеРынка попал один из финальных вариантов законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты касательно проведения налоговой реформы». Отметим, что данный документ может уже в ближайшее время быть зарегистрирован в парламенте и направлен на рассмотрение в профильный комитет (к той же Нине Южаниной).

Одними из первых изменений, которые прописали чиновники, стало введение термина «топливо», к которому будут отнесены все нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, компоненты к топливу, а также биоэтанол. Следует отметить, что в этот перечень не попал биодизель. Далее чиновники написали обширное определение термина «реализация топлива», к которой они отнесли все возможные операции (купли-продажи, поставки, комиссии, поруки и др.), кроме случая оформления договора на хранение.



Налоговики пропишутся на нефтебазах
Одним из главных новшеств данного законопроекта стало введение режима акцизного склада для помещений на ограниченной территории, где ведется хозяйственная деятельность по производству, смешиванию, разливу и хранению топлива (изменения к ст.14 и 219 Налогового кодекса). Согласно логике проекта, все нефтебазы в Украине должны быть оборудованы налоговым постом с сотрудниками ГФС, которые будут контролировать ввоз и вывоз всего топлива, а также присадок. Налоговики смогут проверять объем топлива, а также разрешать или запрещать въезд/выезд бензовозов. Кроме того, законодатели предложили отнести к акцизным складам морские и речные терминалы. Напомним, в начале 2015 года режим акцизного склада был введен только для производителей («Укртатнафта», «Укрнафта» и «Укргаздобыча»). Теперь же эта норма будет касаться и нефтебаз трейдеров, что сопряжено с риском коррупции на местах. Особенно учитывая невысокую заработную плату налоговиков и желание трейдеров обойти законодательство, которое лишает их свободы действий и делает зависимыми от воли представителей ГФС на местах. Фискалы будут осуществлять контроль над производством, хранением, отпуском топлива и сырья для его производства, будут проводить инвентаризации нефтепродуктов. Распорядитель такой нефтебазы-склада (ее владелец) должен будет предоставить сотрудникам ГФС отдельное помещение и поддерживать в надлежащем состоянии замки, пломбы, счетчики, измерительные приборы и другое оборудование.

Следующим шагом на пути к полному контролю стала предложенная законодателями статья 230 об акцизных накладных. Сама акцизная накладная — это документ в электронной форме с электронной подписью, в котором указывается код товара согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), описание товара, его объем в литрах. 

Отметим, что законопроектом определена мера расчета топлива, приведенного к 15°С, в литрах, при чем этот же показатель должен использоваться в первичной бухгалтерской документации. Эта накладная должна будет составляться в день реализации топлива. При использовании ТРК на АЗС или АГЗС акцизная накладная должна составляться в день заправки независимо от того, когда происходит переход права собственности по договору купли-продажи. Впрочем, она может быть составлена и по ежемесячным результатам торговых операций. Крайний срок составления акцизной накладной — не позднее последнего дня отчетного месяца, причем учтено должно быть все реализованное за данный период топливо. Все накладные будут подлежать обязательной электронной регистрации в Едином реестре акцизных накладных. 

Важно также отметить, что законодатель предусмотрел право получателя топлива сверять данные акцизной накладной и данные в реестре. Наличие несоответствия станет поводом для лишнего визита налоговиков. К слову, в перечень объектов налогообложения (кроме импортированного или произведенного топлива) попадают объемы, которые были получены от контрагентов (также плательщиков акциза) и не были внесены в Единый реестр акцизных накладных. Таким образом, по мнению авторов, система электронного администрирования должна будет обеспечить автоматический учет произведенного и импортированного топлива, остатков, реализованных объемов, сумм уплаченного акциза.

Литровые налоги
Важным шагом, который был предложен для борьбы с фальсификатом, стала инициатива по налогообложению импортируемых платформата и риформата. Отметим, что эти продукты активно используются недобросовестными трейдерами для изготовления контрафактного топлива на своих нефтебазах. Эти вещества попадают в товарные позиции 2707 50 10 00 и 2707 50 90 00, согласно УКТВЭД, как смеси ароматических углеводородов, не менее 65% которых перегоняется при 250 °С. Для этих товаров Кабмин предложил акциз в размере €151,5/тыс. л (€202/т).

Было также предложено изменить показатели ставки акцизов для всех нефтепродуктов с евро за тонну на евро за 1 тыс. л. Например, бензины экологического класса Евро-5, специальные бензины, легкие дистилляты для специфических процессов переработки или химических преобразований смогут получить ставку €151,5/тыс. л. ДТ класса Евро-5 вместо €100/т обретет налог на уровне €84/тыс. л. Не забыли в Кабмине и о мазуте. Для него была предложена ставка в размере €85,68/тыс. л, а для сжиженного газа — €27/тыс. л. Отметим, что предложенные ставки по сути не увеличивают значение налога, а только переводят его в литры, используя средние плотности соответствующих нефтепродуктов. При этом не был учтен факт значительных изменений плотности того же СУГ в разные сезоны. Под раздачу попал и биоэтанол (пока что безакцизный), на который предложено ввести налог в размере €151,5/тыс. л. Как пояснили источники НефтеРынка в Минтопэнерго, «литровые» налоги нужны для того, чтобы было проще вести учет, начиная от границы или завода и заканчивая пистолетом на АЗС.

Отдельно следует отметить введение налогов на антидетонаторы, антиоксиданты, ингибиторы смолообразования, антикоррозийные препараты (группы 2909 и 3811 УКТВЭД). Все эти вещества выполняют роль присадок. Для них предусмотрен акциз в размере €151,5/тыс. л. Такая инициатива призвана снизить маржу при производстве «левого» бензина. Особую актуальность эта норма обретает в тех случаях, когда компания-импортер ввозит, например, бензин А-92, а потом, закупая безакцизные присадки, повышает его октановое число до уровня А-95.

Время на подготовку
Планируется, что переход к новым требованиям Налогового кодекса будет проходить с 1 июня по 1 сентября 2016 года. В этот период трейдеры смогут регистрировать акцизные накладные без ограничений и четких расчетов, который были предложены для усиления контроля за оборотом топлива. А уже начиная с 1 сентября следующего года регистрация накладных и проведение расчетов должно будет полностью соответствовать нормам законопроекта.

Автор: Дмитрий Сидоров

Источник: НефтеРынок